Декларация Вашингтона о биологическом оружии

Принята на 53-м заседании Генеральной Ассамблеей ВМА, Вашингтон, округ Колумбия, США, октябрь 2002;

пересмотрена на 164-м заседании совета ВМА, Дивон-ле-Бен, Франция, май 2003;

подтверждена на 191-м заседании совета ВМА, Прага, Чешская Республика, апрель 2012.


  1. ВВЕДЕНИЕ.
    1. Всемирная Медицинская Ассоциация признает растущую угрозу биологического оружия, которое может быть использовано в целях разрушительной эпидемии. Последствия носят международный характер. Все страны потенциально подвержены риску. Распространение организмов, вызывающих оспу, чуму, сибирскую язву или другие заболевания может оказаться катастрофическим в виду количества жертв. Ситуация усугубляется паникой из-за заражения. В то же время, растёт потенциал для производства новых противомикробных средств, поскольку приобретается новый опыт в области биотехнологий, а методы генетической манипуляции клеток становятся проще. Такие научные разработки вызывают особую озабоченность представителей медицинской профессии, потому что именно они лучше всего знают о потенциальном ущербе для людей, который принесут вызванные заболевания. Именно врачи несут ответственность за помощь больным в результате воздействия биологического оружия. Таким образом, представители Всемирной Медицинской Ассоциации считают, что медицинские ассоциации и все, кто имеет какое-либо отношение к системе здравоохранения, несут особую ответственность за просвещение общества и политических деятелей о последствиях применения биологического оружия, а также за продвижение всеобщего подхода в осуждение исследований, разработок или применения подобного оружия как морально и этически неприемлемого.
    2. В отличие от применения ядерного, химического или обычного оружия, последствия применения биологического оружия не сразу заметны. Воздействие вируса может продолжаться при передаче возбудителя второй или третий раз через несколько недель или месяцев после первоначального периода заражения. Последствия успешной реализации биологического оружия, особенно, если инфекция легко передаётся, может значительно превышать последствия химической или даже ядерной атаки. Учитывая современные возможности перемещения и возрастающий уровень глобализации, вспышка эпидемии в какой-либо части страны может представлять угрозу для всего мира.
    3. Огромное количество тяжёлых и острых заболеваний, прогрессирующих за короткий промежуток времени, почти наверняка будет подавлять возможности системы здравоохранения как в развивающихся, так и в промышленно развитых странах. Представители служб системы здравоохранения по всему миру стараются предотвратить распространение заболеваний ВИЧ/СПИД, остановить развитие устойчивого противомикробного сопротивления, устранить последствия, порождаемые гражданскими беспорядками, беженцами, а также городской антисанитарией и предоставить качественные услуги медицинской помощи стареющей категории населения. Стремительно возникающее количество смертельно больных граждан способно полностью подорвать функционирование системы здравоохранения.
    4. Можно применить меры по снижению опасности биологического оружия, а также потенциальных рисков возникновения серьёзной эпидемии, независимо от их происхождения. Необходимо развивать международное сотрудничество для формирования единого подхода, в котором будет осуждаться производство, разработка и применение биологического оружия. Требуется создать программы по надзору во всех странах с целью раннего выявления, определения и реагирования на серьёзные эпидемические заболевания; обучения и просвещения представителей профессии, лидеров гражданского общества и общества в целом. Программы по совместному сотрудничеству в области исследований необходимы для улучшения диагностических методов, профилактики и лечения.
    5. Распространение и внедрение новых технологий, а также продуктов научного прогресса в области биохимии, биотехники и наук о жизни предоставляет возможность создавать новейшие патогенные микроорганизмы и заболевания, упрощать методы производства биологического оружия. Новые технологии сравнительно дёшевы. Поскольку их производство аналогично производству других биологических веществ таких, как вакцины, то их легко получить. Потенциал для производства биологического оружия, а также его эффективное распространение осуществляется во всём мире. Экстремисты (действующие в составе группы или самостоятельно) угрожают правительствам и подвергают опасности разные нации всего мира. С помощью мер, которые создают препятствия для распространения и осуществляют контроль, можно уменьшить, но не устранить угрозу, которую создаёт биологическое оружие. Таким образом, необходимо придерживаться единого принципа, одобренного мировым сообществом, в котором отвергаются какие-либо разработки и применение биологического оружия.
  2. УКРЕПЛЕНИЕ СИСТЕМЫ ОБЩЕСТВЕННОГО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СИСТЕМЫ ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО НАДЗОРА ЗА ИНФЕКЦИОННЫМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ.
    1. Важнейшим компонентом борьбы с эпидемическими заболеваниями является развитая инфраструктура системы общественного здравоохранения. Инвестиции в систему общественного здравоохранения способствуют укреплению потенциала по оперативному выявлению и сдерживанию вспышек редких и необычных заболеваний, будь то преднамеренно вызванные или возникающие естественным путём. Основные функции системы общественного здравоохранения (эпиднадзор или вспомогательные службы) необходимы в качестве основы для выявления, расследования и реагирования на все эпидемические угрозы. С помощью более эффективной программы по эпиднадзору возможно будет улучшить методы реагирования на вспышки естественных инфекционных заболеваний, выявлять и исследовать новые или возникающие заболевания.
    2. Особенно важно, чтобы врачи были внимательны к случаям необычных инфекционных заболеваний, обращались за помощью к специалистам по инфекционным заболеваниям при диагностировании и своевременно сообщали о случаях заболевания в органы системы здравоохранения. Поскольку врач может наблюдать только один или несколько случаев заболевания, то он/она может не осознать, что начинается эпидемия. Особенно важно сотрудничество между врачами-терапевтами и государственными органами системы общественного здравоохранения.
    3. Для преодоления эпидемии необходимо взаимодействие между сотрудниками системы общественного здравоохранения, органами по чрезвычайным ситуациям, правоохранительными органами, медицинскими учреждениями и различными общественными организациями. Для эффективной совместной работы этих различных групп важное значение имеет предварительное планирование. Помимо разработки мер по эпиднадзору, а именно раннего выявления и отчётности, усилия системы общественного здравоохранения следует направить на просвещение лиц, оказывающих первую медицинскую помощь, работников сферы здравоохранения, о потенциальных вирусах, которые могут быть использованы; о создании лабораторий, в которых возможно мгновенно выявить биологический вирус; о предоставляемых медицинских услугах; а также о вакцинах и лекарствах, с помощью которых возможно контролировать распространение эпидемии.
  3. ПОВЫШЕНИЕ МЕДИЦИНСКОЙ ГОТОВНОСТИ И ПОТЕНЦИАЛА ДЛЯ РЕАГИРОВАНИЯ.
    1. Первым признаком применения биологического оружия является, по всей вероятности, многочисленное появление пациентов в кабинетах практикующих врачей, особенно в учреждениях неотложной помощи. Таким образом, врачи выполняют решающую роль при выявлении вспышек эпидемии. Врачи должны быть готовы к определению и преодолению заболеваний, возникающих из-за применения биологического оружия, а также других инфекционных заболеваний, и своевременно сообщать о подозрительных болезнях другим представителям системы здравоохранения.
    2. В ходе распространения эпидемии непосредственно врачи будут оказывать помощь больным, проводить массовую иммунизацию и антибактериальную профилактику, предоставляя информацию населению. Врачи будут помогать в больницах в борьбе с эпидемией. Таким образом, они должны совместно с местными и национальными органами системы здравоохранения разрабатывать и осуществлять планы по готовности и реагированию в случае намеренных или естественных вспышек заболевания.
  4. РАЗРАБОТКИ БИОЛОГИЧЕСКОГО ОРУЖИЯ И МЕДИЦИНСКАЯ ЭТИКА. 
    1. Ввиду быстрых достижений в области микробиологии, молекулярной биологии и генной инженерии созданы исключительные условия для разработок биологического оружия, перспективы укрепления здоровья и качества жизни. Можно предусмотреть более совершенные и быстрые диагностические инструменты, новые вакцины и терапевтические препараты. В то же время, многие обеспокоены по поводу возможного неправильного использования научных исследований для разработки более мощного биологического оружия и распространения новых инфекционных заболеваний. Может быть, трудно отличить законные биомедицинские исследования от исследований недобросовестных ученых, придерживающихся пагубной цели создания более эффективного биологического оружия.
    2. Все, кто принимает участие в биомедицинских исследованиях, несут моральную и этическую ответственность о последствиях возможного злонамеренного использования их результатов. С помощью преднамеренных или непреднамеренных способов генетической модификации микроорганизмов можно создать организмы, которые являются наиболее опасными, устойчивыми к антибиотикам или обладают большей стабильностью в окружающей среде. Применяя методы генетической модификации микроорганизмов можно изменить иммуногенность. Следовательно, организмы будут лишены естественного иммунитета или вакцинного. Благодаря достижениям в области генной инженерии и генной терапии, возможно модифицировать иммунную систему целой популяции с целью улучшения или ухудшения восприимчивости к патогену или нарушить функционирование нормальных генов хозяина.
    3. Следует осуждать исследования, направленные конкретно на создание биологического оружия. Как ученый и гуманист, врач несёт социальную ответственность за осуждение научных исследований в области разработки и применения биологического оружия. Врачу следует выражать отвращение к использованию биотехнологий и информационных технологий в потенциально злоумышленных целях.
    4. Врачи и медицинские организации выполняют важную общественную функцию, которая заключается в требовании запрета на биологическое оружие в мировом масштабе, стигматизации его применения, в защите от неэтичных и незаконных исследований и в смягчении вреда, наносимого гражданскому населению применением биологического оружия.
  5. РЕКОМЕНДАЦИИ.
    1. Всемирная Медицинская Ассоциация и Национальные Медицинские Ассоциации во всем мире принимают активное участие в продвижении международного принципа, в котором осуждается разработка, производство или использование ядовитых веществ и биологических вирусов, которые не имеют оправдания в профилактических, защитных или других мирных целях.
    2. Всемирная Медицинская Ассоциация, Национальные Медицинские Ассоциации и сотрудники системы здравоохранения во всем мире, Всемирная Организация Здравоохранения, Организация Объединенных Наций и другие соответствующие учреждения содействуют созданию международного консорциума медицинских и общественных лидеров системы здравоохранения для отслеживания угрозы, которую представляет биологическое оружие; для выявления мер, способных предотвратить распространение биологического оружия; и для разработки единого плана мониторинга возникновения инфекционных заболеваний во всем мире. В плане должны быть прописаны: а) международные системы мониторинга и отчётности в целях усиления эпиднадзора и контроля за вспышками инфекционных заболеваний во всем мире; б) эффективные протоколы проверки в рамках Конвенции ООН по биологическому и токсинному оружию; в) способы просвещения врачей и сотрудников системы здравоохранения по вопросам возникновения новых инфекционных заболеваний и потенциального биологического оружия; г) лабораторный потенциал для выявления биологических патогенов; д) наличие соответствующих вакцин и фармацевтических препаратов; и е) финансовые, технические и исследовательские потребности, необходимые для снижения риска применения биологического оружия и других основных угроз инфекционных заболеваний.
    3. Всемирная Медицинская Ассоциация настоятельно призывает врачей проявлять внимание к возникновению необъяснимых болезней с летальным исходом в обществе, быть достаточно осведомленными о возможностях системы эпиднадзора и контроля заболеваний для реагирования на необычные симптомы.
    4. Всемирная Медицинская Ассоциация призывает врачей, Национальные Медицинские Ассоциации и другие медицинские сообщества сотрудничать с местными, национальными и международными органами системы здравоохранения в разработке и осуществлении протоколов по готовности и реагированию на стихийные бедствия в случае актов биотерроризма или вспышек естественных инфекционных заболеваний. Протоколы следует изучать в качестве основы для медицинского и общественного образования.
    5. Всемирная Медицинская Ассоциация настоятельно призывает всех, кто участвует в биомедицинских исследованиях, учитывать их последствия и возможное применение их работы кем-либо . Необходимо учитывать стремление к научным знаниям с этической ответственностью перед обществом.

Улучшить качество медицинской помощи через профессиональное саморегулирование врачей

Врачебное сообщество может решить проблемы здравоохранения

Научные статьи