Декларация о руководящих принципах повышения качества услуг системы здравоохранения

Принята на 49-м заседании Всемирной Медицинской Ассамблеей, Гамбург, Германия, ноябрь 1997;

пересмотрена на 60-м заседании Генеральной Ассамблеей ВМА, Нью-Дели, Индия, октябрь 2009;

подтверждена с незначительными изменениями на 213-м заседании совета ВМА, Тбилиси, Грузия, октябрь 2019.

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

Целью системы здравоохранения является профилактика, диагностика и лечение заболеваний, а также поддержание и укрепление здоровья населения. Система по обзору за качеством услуг системы здравоохранения направлена на постоянное повышение качества услуг, предоставляемых пациентам и населению, а также путей их предоставления и средств. Конечной целью является улучшение как индивидуальных результатов лечения пациентов, так и здоровья нации.

Обязанность постоянно совершенствовать свои профессиональные знания и строгая оценка используемых методов уже давно является основополагающим принципом медицинского кодекса этики. Согласно кодексу, врач должен всегда стремиться к сохранению и приумножению своих знаний и навыков. Врач должен проводить только то обследование и рекомендовать только те методы лечения, которые считаются эффективными и целесообразными, в соответствии с доказательной медициной.

Врачи и медицинские учреждения несут этическое и профессиональное обязательство по стремлению к постоянному повышению качества услуг и безопасности пациентов, как указано, в частности, в Международном кодексе медицинской этики ВМА, Лиссабонской декларации о правах пациента и резолюции О стандартизации в медицинской практике и безопасности пациентов. На основе подобных руководящих принципов можно сформулировать этические нормы и укрепить практику проведения обзора за качеством.

Этические принципы повышения качества медицинской помощи значимы для всех врачей, а также для учреждений, предоставляющих медицинские услуги пациентам, услуги по непрерывному повышению качества оказания помощи врачам и организациям, плательщикам и регулирующим органам здравоохранения, пациентам и всем другим заинтересованным сторонам в системе здравоохранения.

Обязанность — устанавливать стандарты для качественной работы.

Специалисты, по определению, несут ответственность за определение стандартов, влияющих на качество их работы, а также процессы, необходимых для оценки этого качества. Поэтому, сотрудникам медицинской сферы деятельности необходимо определить высокое качество медицинской помощи, как и оптимальные методы измерения качества оказываемой помощи.

Обязательство по сбору данных.

Для оценки качества медицинской помощи необходимо получить достоверные данные о пациентах и обслуживаемых группах населения, а также о процессах и результатах оказания медицинской помощи. Запись пациента на приём, будь то на бумаге, в цифровом виде или любым другим способом, должна быть составлена и сохранена с учётом требований конфиденциальности, в соответствии с декларацией Тайбэя ВМА. Медицинские процедуры, клинические решения и другие вопросы, касающиеся так или иначе пациентов должны регистрироваться в формате, который позволит своевременно получать информацию для определения конкретных стандартов.

Роль профессионального образования.

Сотрудники медицинских учреждений должны иметь достаточные возможности для сохранения и развития своих знаний и навыков путем участия в программе непрерывного медицинского образования и/или непрерывного профессионального развития. Следует разработать клинические рекомендации на основе профессиональных стандартов оказания высококвалифицированной медицинской помощи. Необходимо предоставить нуждающимся доступ. Профессиональная переподготовка в области здравоохранения должна включать в себя специальное обучение методам повышения качества, включая возможности для практики. Учреждениям, функционирующим в области здравоохранения, следует создавать системы повышения качества услуг для собственного применения. Необходимо следовать выполнению инструкций, касающихся таких систем.

Для выполнения хорошей и качественной работы требуется ресурсы. Необходимо приложить все усилия в целях обеспечения достаточного количества времени и экономических средств для реализации качественной работы.

Внимание к ненадлежащему использованию услуг.

К ненадлежащему использованию медицинских услуг относятся злоупотребление и недостаточное их применение. Измерение качества услуг должно включать сбалансированный комплекс мер во всех трех областях.

Чрезмерное использование услуг происходит в том случае, когда медицинские услуги предоставляются в потенциально-опасных условиях и превышают получаемую выгоду. Врачи могут улучшить качество предоставляемых услуг путем уменьшения злоупотребления ими. Таким образом, пациенты избавлены от риска, который возникает в результате ненадлежащего медицинского обслуживания.

Недостаточное использование услуг — это неспособность предоставить медицинские услуги, которые могли бы привести к благоприятному исходу для пациента. Врачи должны стремиться расширить применение необходимых медицинских услуг.

Злоупотребление услугами происходит в случае ошибочного диагностирования или получения медицинской услуги, которая, в результате, не принесла необходимой выгоды пациенту, при верном диагностировании. Злоупотребление услугами может быть значительно сокращено с помощью стратегий управления рисками и предотвращения ошибок.

Контроль качества: клинический аудит.

Активное участие в программах критического оценивания, сюда входят программы клинического аудита, представляет собой действенный механизмом улучшения качества работы медицинского персонала, администрации и врачей, а также учреждений, в которых они работают. Внешняя независимая экспертиза и аккредитация учреждения также могут быть полезны, если они проводятся надлежащим образом и с должным вниманием к потенциальным непреднамеренным последствиям.

Сотрудникам медицинской сферы деятельности, а также учреждениям следует систематически регистрировать и анализировать неблагоприятные инциденты и допущенные медицинские ошибки в целях обучения и повышения качества. Подобные меры следует реализовывать в обстановке доверия конфиденциальности, когда необходимо), активно избегать культуру обвинений.

Внутренняя и внешняя оценка качества.

На индивидуальном уровне врач должен постоянно обновлять свои знания и навыки, критически оценивать свой уровень и способности.

В организациях качество медицинской помощи может оцениваться как внутренними, так и внешними методами.

Учреждениям, функционирующим в области здравоохранения, следует создавать системы повышения качества услуг для собственного применения. Необходимо следовать выполнению инструкций, касающихся таких систем. Подобные системы должны включать регулярное исследование внутреннего клинического экспертного опыта, обзор методов обследования и лечения, а также сопутствующие им результаты, отслеживание способности организации реагировать на качественные данные и мониторинг обратной связи с пациентами.

Инициативы по проведению внешнего обзора качества, такие как внешний экспертный обзор и аудит, должны проводиться регулярно и с периодичностью, соответствующей развитию отрасли, или в случае особых оснований. Любой обзор должен учитывать корректировку уровня риска рассматриваемой группы пациентов.

Независимо от того, какие задействованы методы исследования качества, внутренние или внешние, необходимо обращать внимание на случай угрозы причинения вреда оцениваемой организации или отдельному лицу. Следует уделять особое внимание потенциальным непреднамеренным негативным последствиям. Особенно важно следить за результатами измерения уровня качества. Следует придерживаться определённых стратегий вмешательства, уделяя внимание их воздействию на особенно уязвимые группы пациентов.

Протоколы, которые ведутся с целью оценки качества, следует выпускать в тираж. Необходима полная открытость. Способы обжалования следует добавлять в протоколы.

Конфиденциальность записей о пациентах.

Записи пациентов являются бесценным источником данных в целях улучшения качества. Как и в случае других видов использования индивидуально идентифицируемой информации, обычно, от пациента требуется согласие на обработку его/её данных. Если согласие не может быть получено на разумных основаниях, то следует предпринять необходимые меры, чтобы медицинские записи были анонимными или псевдонимными в целях повышения качества услуг. В любом случае, какую-либо записанную информацию о пациенте следует применять с учётом улучшения качества.

Конфиденциальность экспертной оценки.

Для эффективности экспертной оценки все причастные стороны должны принять в ней участие и признать ее важность. Рекомендуется получать информированное добровольное согласие от тех лиц, чью информацию собираются пересматривать. В рамках работы команды системы здравоохранения, следует оценивать работу каждого врача. Информация, касающаяся индивидуальной оценки деятельности врача, не должна публиковаться без согласия. Рекомендуется получить согласие до публикации информации об оценки деятельности врача.

Поставщик медицинских услуг может информировать своих пациентов о результатах проверки качества.

Если обзоры по определению уровня качества становятся доступными общественности, то необходимо проводить тщательный мониторинг отслеживания преднамеренных и непреднамеренных последствий такого публичного представления данных.

Этический обзор деятельности по повышению качества.

Необходимо соблюдать национальные кодексы медицинской этики, этические принципы и руководящие принципы, касающиеся непрерывного повышения качества, аудита и клинического обзора.

Повышение качества должно быть постоянной и неотъемлемой частью деятельности каждой организации системы здравоохранения. Таким образом, не потребуется специального пересмотра большинства проектов по повышению качества Комитетом по этике. В случае сомнений по поводу конкретных вопросов, проект по обзору качества должен быть передан в соответствующий комитет по этике или институциональный наблюдательный орган. При необходимости проведения такого формального этического обзора комитетом, его члены должны быть хорошо осведомлены о методах повышения качества.

Компетентность и беспристрастность рецензента.

Лица, которые проводят обзор эффективности, должны быть компетентны в методах повышения качества и в клиническом аудите, а также иметь опыт работы в клинической области. В тех случаях, когда рассматривается повышение качества медицинского обслуживания, рецензентом должен выступать врач, чьи знания и опыт одобрены.

Рецензент должен быть беспристрастным и независимым. Рецензенту следует прекрасно ориентироваться в рассматриваемой области, давать объективную оценку, делать выводы на основе критической оценки наблюдений и фактов. Коммерческие вопросы или конкуренция не должны влиять на содержание доклада рецензента.

Различные виды проверки качества и надзор со стороны органов власти.

Повышение качества услуг и системы здравоохранения, в общем и целом, является обязательным требованием для каждого врача и учреждения системы здравоохранения. Обзору качества необходимо давать беспринципную оценку. В рамках подобного обзора не учитывается оценка профессиональной деятельности со стороны властей. Результаты проверок эффективности должны быть исполнены органами по надзору только на основании отдельного соглашения, если только национальное законодательство не предусматривает альтернативный подход. Согласно такой деятельности, следует полностью учитывать местную правовую базу, а врачи не должны подвергаться судебному разбирательству.

 

Улучшить качество медицинской помощи через профессиональное саморегулирование врачей

Врачебное сообщество может решить проблемы здравоохранения

Научные статьи