Декларация об алкогольных напитках

Принята на 66-м заседании Генеральной Ассамблеей ВМА, Москва, Россия, октябрь 2015;

пересмотрена на 68-м заседании Генеральной Ассамблеей ВМА, Чикаго, США, октябрь 2017.

ПРЕДИСЛОВИЕ

  1. Вся тяжесть заболеваний, связанных с потреблением алкоголя, представляет критическую проблему для системы здравоохранения во всём мире, а также препятствует развитию системы. Представители Всемирной Медицинской Ассоциации предлагают настоящую декларацию по вопросам спиртных напитков в целях сокращения потребления алкогольной продукции. ВМА поддерживает своих членов в принятии политических документов по снижению вреда и других мер.
  2. Существуют значительные медицинские, социальные и экономические проблемы, связанные с чрезмерным потреблением алкогольной продукции. В целом, существуют причинно-следственные связи между потреблением алкогольных напитков и более 200 видов заболеваний и травм, включая транспортные катастрофы. Вредное потребление алкоголя убивает приблизительно 3,3 миллиона людей каждый год (5,9% смертей во всём мире) и является третьим ведущим фактором риска для здоровья на мировом уровне, что составляет 5,1% потерянных из-за инвалидности лет жизни. Помимо многочисленных хронических и острых последствий для здоровья, употребление алкоголя связано с широко распространёнными социальными, психологическими и эмоциональными последствиями. Такая проблема особенно остра для молодых людей и подростков, которые начинают употреблять алкоголь в более раннем возрасте, тем самым возникает риск для их физического, психического и социального здоровья.
  3. Хотя употребление алкоголя глубоко укоренилось во многих обществах, его нельзя считать обычным напитком или потребительским товаром. Алкоголь — вещество, которое причиняет обширный медицинский, психологический и социальный ущерб из-за своей токсичности, интоксикации и зависимости.

Всё больше подтверждений находится тому, что генетическая уязвимость к алкогольной зависимости является фактором риска для некоторых людей. Эмбриональный алкогольный синдром и последствия алкогольного опьянения плода — причины умственной отсталости, в результате употребления алкоголя во время беременности.

Подростковый возраст — стадия значительной уязвимости, поскольку неврологическое развитие не завершено, а алкоголь оказывает на него негативное влияние. Всё больше научных данных свидетельствует о пагубном влиянии алкоголя на мозг в период до наступления зрелости. У тех, кто употребляет алкоголь до достижения полной физиологической зрелости, наблюдается отрицательное влияние на умственные и когнитивные процессы, алкогольная зависимость во взрослом возрасте, а также пониженное социальное взаимодействие. Регулярное и чрезмерное употребление алкоголя в подростковом возрасте может негативно сказаться на успеваемости в школе, сексуальной активности, поведении, приводит к повышению уровня преступности.

  1. Эффективные политические меры по снижению потребления алкогольной продукции включают как правовые, так и нормативные акты, направленные на повсеместное потребление алкоголя людьми, а также меры в области системы здравоохранения и социальной политики, направленные на зависимых от алкоголя лиц, группы, подверженные риску и на устранение вреда от чрезмерного употребления алкоголя, например, насилие в семье.

При разработке нормативных актов стоит учитывать, что большинство проблем связано с вредным или опасным социальным потреблением алкогольной продукции, при отсутствии зависимости. В частности, опасно опьянение. Особенно это касается молодых людей по всему миру, которые употребляют алкоголь с намерением опьянеть.

  1. Существует множество нормативных актов, подкрепленных научными доказательствами, и программ по профилактике алкоголизма, с помощью которых возможно улучшить состояние здоровья, безопасность и социально-экономические показатели. Для укрепления и поддержки правительства, гражданского общества в сокращении вредного потребления алкогольной продукции посредством эффективных мер, опираясь на социальные детерминанты здоровья, необходимо проводить международные информационно-пропагандистские мероприятия и разрабатывать партнерские отношения в системе общественного здравоохранения.

В общем, перед сотрудниками системы здравоохранения и врачами стоит важная задача по предотвращению, лечению и устранению последствий, связанных с употреблением алкогольной продукции. Требуется применять эффективные профилактические и терапевтические меры.

Всемирная Медицинская Ассоциация поощряет и поддерживает разработку и осуществление нормативных, научно-обоснованных мер против алкоголя, путём поощрения и содействия партнёрам, обмена информацией и наращивания потенциала в области политики системы здравоохранения.

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ

При разработке нормативных документов против потребления алкогольных напитков, представители ВМА рекомендуют нижеследующее.

  1. Совершенствование системы здравоохранения с целью выявления и укрепления потенциала страны в области разработки политических актов и руководств к действию, направленных на борьбу с чрезмерным потреблением алкоголя.
  2. Помогать в разработке и оценивать национальные стратегии борьбы с алкоголизмом, которые являются всеобъемлющими, основаными на научных данных и включают меры по борьбе с поставками, распространением, продажей, рекламой, спонсорством и продвижением алкогольной продукции. Особое внимание следует уделять эффективным с точки зрения затрат нормативным актам ВОЗ «best buys», направленным на (i) повышение налогов на алкогольную продукцию, (ii) регулирование доступности алкогольных напитков, (iii) ограничение сбыта алкогольных напитков и (iv) введение контрмер в отношении вождения в нетрезвом состоянии. Стратегии следует регулярно пересматривать и обновлять.
  3. С помощью государственных учреждений системы здравоохранения возможно предоставить точные данные об ущербе, причиняемом здоровью людей из-за употребления алкоголя, посредством сбора данных о продажах, эпидемиологических данных и показателей потребления на душу населения.
  4. Всячески помогать врачам и сотрудникам системы здравоохранения выполнять свою миссию при раннем выявлении, скрининге и лечении губительных последствий от употребления алкоголя.
  5. Развенчивать мифы и оспаривать стратегии по контролю за потреблением алкогольных напитков, которые не основаны на научных данных.
  6. Снижать уровень вредного воздействия потребления алкоголя в группах риска.
  7. Содействовать развитию междисциплинарного сотрудничества и координации межсекторального взаимодействия.
  8. Повышать осведомленность о вреде из-за употребления алкогольных напитков посредством проведения просветительских и информационных кампаний среди населения.
  9. Реализовывать подход, основанный на социальных детерминантах здоровья в борьбе с употреблением алкоголя.

 

РЕКОМЕНДАЦИИ

Следующие предложения разработаны для членов ВМА, Национальных Медицинских Ассоциаций и правительств при составлении комплексных и всеобъемлющих мер направления политики и законодательства.

  1. Регулирование допустимости, наличия и доступности.

15.1. Ценовая политика

Данные эпидемиологических и других исследований демонстрируют чёткую связь между ценой на алкогольную продукцию и уровнем потребления, особенно среди молодых людей и тех, кто употребляет алкоголь в больших количествах.

Следовательно, необходимы меры по повышению цен на алкоголь путем введения дополнительных налогов на основе крепости алкогольного напитка и других проверенных механизмов ценообразования, чтобы сократить потребление, особенно среди лиц, злоупотребляющих алкоголем, и групп высокого риска.

Установление минимальной цены за единицу продукции на уровне, который позволит сократить потребление алкоголя, является основной мерой системы общественного здравоохранения. В результате, одновременно снизится среднестатистическое потребление алкогольной продукции среди населения, что особенно эффективно для тех, кто потребляет алкоголь в больших количествах и молодых людей.

15.2. Доступность и наличие

Доступ к алкогольной продукции и её наличие рекомендуется регулировать путем сокращения часов и дней продажи, количества продукции и точек продажи, ограничения лицензирования, а также установления минимального возраста для употребления, согласно закону. Правительству следует облагать налогом и контролировать производство и потребление алкоголя, при этом лицензирование должно быть направлено на обеспечение здоровья общества и безопасности. У лицензирующих органов должны быть полномочия по контролю за наличием актов против потребления алкоголя в юрисдикциях. Правительству также следует контролировать ввоз и продажу нелегальной алкогольной продукции через границу.

Государственные органы должны усилить запрет на продажу алкоголя несовершеннолетним лицам. Следует систематически запрашивать подтверждение возраста, прежде чем продать алкоголь в магазине или баре.

  1. Регулирование потребления некоммерческой алкогольной продукции.

Производство и потребление некоммерческой алкогольной продукции, к которому относится домашнее пивоварение, незаконная дистилляция и незаконная утечка алкоголя во избежание уплаты налогов, следует искоренить, применяя соответствующие механизмы налогообложения и ценообразования.

  1. Регулирование маркетинговых стратегий алкогольной продукции.

Маркетинговые кампании алкогольной продукции следует ограничить, чтобы предотвратить раннюю зависимость и потребление среди молодых людей. Меры регулирования варьируются от оптовых запретов и ограничений на способы, влияющие на чрезмерное потребление, до ограничений на размещение и содержание алкогольной продукции в рекламе, что так привлекает внимание молодежи. Не следует оповещать, если алкогольная компания является спонсором. Имеются свидетельства того, что отраслевое саморегулирование и произвольно установленные кодексы неэффективны для защиты уязвимых групп населения от воздействия маркетинга и пропаганды алкогольной продукции.

Повысить осведомленность общественности о вредном потреблении алкоголя возможно посредством обязательной маркировки всей алкогольной продукции, в которой чётко указывается содержание алкоголя в единицах измерения, рекомендаций по количеству употребления и предупреждения о вреде для здоровья, согласно поддержке кампаний по информированию общественности.

В сочетании с другими мерами следует проводить кампании социального маркетинга, привлекая средства массовой информации в целях информирования общественности о вредном для здоровья потреблении алкоголя. Следует ввести законопроекты по запрету вождения в состоянии алкогольного опьянения и ряд мер, направленных на регулирование поведения конкретных группы населения высокого риска.

  1. Роль представителей системы здравоохранения и оказание медицинских услуг.

Специалисты в области системы здравоохранения и социального обеспечения должны пройти определённый уровень подготовки, получить необходимые ресурсы и поддержку, необходимые для предотвращения потребления алкоголя и лечения людей, страдающих алкогольной зависимостью, включая регулярное проведение мероприятий по мотивации пьющих к умеренному потреблению. Сотрудники системы здравоохранения также играют ключевую роль в просвещении, пропаганде и научных исследованиях.

Специализированные лечебно-реабилитационные услуги должны предоставляться своевременно и быть доступны лицам, страдающим алкогольной зависимостью, а также членам их семей.

Вместе с национальными и местными медицинскими сообществами, специализированными медицинскими организациями, заинтересованными социальными, религиозными и экономическими группами (включая правительственные, научные, профессиональные, неправительственные органы, частный сектор и гражданское общество) врачи и другие сотрудники медицинских и социальных учреждений могут работать над нижеследующим.

18.1. Сокращение употребления алкогольной продукции, особенно среди молодых людей и беременных женщин, на рабочем месте и за рулем;

18.2. Повышение вероятности того, что каждый человек будет свободен от давления из вне по поводу потребления алкоголя и негативных последствий от употребления алкоголя другими людьми;

18.3. Внедрении стратегий, основанных на фактических данных о профилактике потребления в школах и сообществах;

18.4. Помощи в пропаганде информации о вреде алкоголя и развенчанию мифа об укрепляющих здоровье свойствах алкоголя.

Врачи выполняют важную роль при содействии сбору эпидемиологических и медико-санитарных данных о воздействии алкоголя на человека с целью профилактики и укрепления здоровья населения. Сбор данных должен осуществляться с соблюдением конфиденциальности о каждом отдельном пациенте.

  1. Необходимые меры при вождении в состоянии алкогольного опьянения.

Следует установить ключевые, сдерживающие нормы, регулирующие вождение в состоянии алкогольного опьянения. Согласно им, должна строго соблюдаться максимальная концентрация алкоголя в крови для водителей, что составляет не более 50 мг/100 мл. Социальные маркетинговые кампании обязаны поддерживать такие нормы, а представителям власти нужно вводить немедленные санкции.

Сюда следует добавить активное обеспечение соблюдения мер безопасности дорожного движения, выборочное тестирование дыхания, а также проведение юридических и медицинских вмешательств для водителей, повторно находящихся в состоянии алкогольного опьянения.

  1. Ограничение роли алкогольной промышленности в развитии политических мер против потребления алкогольной продукции.

Коммерческие приоритеты алкогольной промышленности находятся в прямом противоречии с задачей общественного здравоохранения, которая заключается в сокращении потребления. Зачастую, на международном уровне производство алкогольных напитков добавлено национальными властями в нормативные регламентирующие акты. Однако, в связи с этим и с развитием алкогольной промышленность ослабляется эффективность направления политики против употребления алкоголя. Необходимо противодействовать неэффективным и не обоснованным с точки зрения науки стратегиям борьбы с алкоголизмом, пропагандируемым алкогольной промышленностью и общественными организациями, которые спонсируются этой отраслью. Роль производителей алкогольной продукции в снижении вреда для здоровья должна ограничиваться ролью производителей, распространителей и маркетологов алкоголя и исключать разработку политических актов против употребления алкогольной продукции, направленных на укрепление здоровья.

  1. Конвенция о контроле за алкогольными напитками.

Необходимо содействовать рассмотрению Рамочной конвенции по борьбе с алкогольными напитками, аналогичной Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака.

  1. Исключение алкогольных напитков из торговых соглашений.

Более того, в целях защиты настоящих и последующих мер по контролю за потреблением алкогольной продукции, следует добавить алкогольную продукцию в категорию необычных товаров, а меры, влияющие на поставку, распределение, продажу, рекламу, спонсорство, поощрение или инвестиции в алкогольные напитки, должны быть исключены из международных торговых соглашений.

  1. Меры против позитивного имиджа алкогольных напитков в СМИ.

Важно учитывать влияние СМИ на убеждения, намерения, установки и социальные нормы. Хорошо продуманные медиа-кампании могут оказывать прямое влияние на поведение. Средства массовой информации также влияют на социальную концепцию проблемы чрезмерного потребления и косвенно затрагивают принятие политических решений о необходимом вмешательстве.

 

Улучшить качество медицинской помощи через профессиональное саморегулирование врачей

Врачебное сообщество может решить проблемы здравоохранения

Научные статьи